Термины из этой статьи

Магнитная лента, носитель магнитной записи, представляющий собой тонкую гибкую ленту, состоящую из основы и магнитного рабочего слоя. Рабочие свойства М. л. характеризуются её чувствительностью при…(дальше)

Граммофонная пластинка, диск из синтетических материалов, на поверхности которого по спирали расположены канавки (дорожки) с записью звука, воспроизводимого с помощью предназначенных для этой цели…(дальше)

Запись и воспроизведение информации, процессы, посредством которых информация вносится и сохраняется в некотором физическом теле с целью её последующего получения (воспроизведения). По мере развития…(дальше)

Механическая запись звука, система записи звука посредством изменения формы носителя при механическом воздействии на него. М. з. является первой практической системой звукозаписи. Ещё в начале 19 в…(дальше)

Электропроигрыватель, электропроигрывающее устройство, электромеханическое устройство в аппаратуре воспроизведения грамзаписи; составная часть электрофонов, радиол и других бытовых и профессиональных…(дальше)

Звукосниматель (устаревшее название - адаптер), прибор, преобразующий механические колебания в электрические в целях воспроизведения механической записи звука. З. состоит из двух основных частей…(дальше)

Фонограф (от греч. phone - звук и ...граф), прибор для механической звукозаписи и звуковоспроизведения; изобретён Т. А. Эдисоном в 1877. Звук записывается на цилиндрическом валике, обёрнутом оловянной…(дальше)

Фотоэлемент, электронный прибор, в котором в результате поглощения энергии падающего на него оптического излучения генерируется эдс (фотоэдс) или электрический ток (фототок). Действие Ф. основывается…(дальше)

Звуковое кино, производство и показ кинофильмов, изображение в которых, в отличие от "немых", сопровождается речью, музыкой, звуковыми эффектами (шумами). Попытки соединить (синхронизировать)…(дальше)

Магнитная запись, система записи и воспроизведения информации, в которой запись осуществляется изменением остаточного магнитного состояния носителя или его отдельных частей в соответствии с сигналами…(дальше)

Магнитная головка, узел устройства для магнитной записи (стирания) информации или её воспроизведения. Основные элементы М. г. - сердечник (магнитопровод) для концентрации магнитного потока и одна или…(дальше)

Магнитофон (от магнит и греч. phone - звук), аппарат для магнитной записи и воспроизведения звука. По назначению и качественным показателям различают М. профессиональные - для синхронной (с…(дальше)

Монофоническая звукозапись (от моно... и греч. phone - звук), способ звукозаписи, при котором звуковые колебания от нескольких источников, например инструментов оркестра, записывают на одном носителе…(дальше)

Стереофоническая звукозапись, вид звукозаписи, при котором фонограмма содержит информацию о пространственном расположении источников звука во время записи. Под С. з. понимают и соответствующий процесс…(дальше)

Грамзаписи студия Всесоюзная (Всесоюзная студия грамзаписи, ВСГ), ведущее художественно-промышленное предприятие Всесоюзной фирмы грампластинок "Мелодия". Основана в 1957, ведёт свою историю с 1919…(дальше)

Дом радиовещания и звукозаписи Государственный (ГДРЗ), художественно-промышленное предприятие Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию. Основан в 1938 как Дом…(дальше)

Фонохрестоматия (от греч. phone - звук и хрестоматия), звуковое учебное пособие, состоящее из комплекта граммофонных пластинок (литературные, музыкальные, специальные учебные и документальные записи…(дальше)

Лингафонный кабинет, (от лат. lingua - язык и греч. phone - звук, речь), специальная аудитория (класс), оборудованная комплексом звукотехнической, проекционной и кинопроекционной аппаратуры…(дальше)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 
Звукозапись

Звукозапись, процесс записи звуковой информации с целью её сохранения и последующего воспроизведения; З. называют также записанную звуковую информацию. З. основана на изменении физического состояния или формы различных участков носителя записи — магнитной ленты, граммофонной пластинки, киноплёнки и др. З. представляет собой частный случай записи и воспроизведения информации и осуществляется двумя способами: акустическим и электроакустическим. В первом способе звуковые колебания непосредственно управляют работой прибора, воздействующего на носитель записи, во втором — сначала преобразуются микрофоном в электрические колебания, мощность которых повышается усилителем до необходимого значения, после чего электрические колебания поступают в прибор, воздействующий на носитель, т. е. непосредственно производящий запись. Электроакустический способ обеспечивает лучшее качество З., большие эксплуатационные возможности аппаратуры и почти полностью вытеснил акустический способ. Для воспроизведения З. главным образом применяют электроакустический способ, при котором сначала от фонограммы получают электрические колебания, соответствующие записанным, а затем усиливают и преобразуют их громкоговорителем в звуковые колебания. На практике различают три основные системы З.: механическую, фотографическую и магнитную.

При механической записи звука (рис. 1) игла или резец выдавливает или вырезает на поверхности движущегося носителя канавку, форма которой соответствует форме записываемых звуковых колебаний. В процессе воспроизведения электропроигрывателемграммофонная игла, двигаясь по извилинам канавки, повторяет эти колебания и передаёт их или мембране, излучающей звук через рупор, или электромеханическому преобразователю звукоснимателя, вырабатывающему электрические сигналы. Механическая З. впервые практически осуществлена в 1877 американским изобретателем Т. А. Эдисоном, построившим фонограф с записью звука на валике, обёрнутом оловянной фольгой. В дальнейшем фольга была заменена воском. Механическая З. на граммофонных пластинках получила широкое распространение из-за простоты и удобства воспроизведения звука в домашних условиях.

При фотографической З. в такт со звуковыми колебаниями изменяется (модулируется) сила или форма светового луча, падающего на движущуюся киноплёнку. В результате звук оказывается "сфотографированным" (рис.2). После химического проявления на плёнке образуется затемнённая дорожка записи, прозрачность или ширина которой изменяется по длине плёнки в соответствии с закономерностью записанного колебания. Для воспроизведения З. фотографическую фонограмму, которая двигается с той же скоростью, с какой двигалась плёнка при записи, просвечивают лучом света, проходящим сквозь дорожку записи и падающим на фотоэлемент, фотоэлемент преобразует колебания силы света в электрические колебания. Прообразом аппаратов фотографической З. является фотографофон, изготовленный в 1901 немецким инженером Э. Румером. Фотографическая З. применяют главным образом в звуковом кино.

При магнитной записи в такт со звуковыми колебаниями намагничиваются отдельные участки носителя, движущегося через магнитное поле. Поле создаётся магнитной головкой, через обмотку которой проходят усиленные электрические токи микрофона (рис. 3). При воспроизведении происходит обратное преобразование: движущаяся магнитная фонограмма возбуждает в магнитной головке электрические сигналы. Первый аппарат для магнитной З. на стальную проволоку (телеграфон) был предложен в 1898 датским инженером В. Паульсеном. С 40—50-х гг. 20 в. получила распространение магнитная З. на магнитную ленту посредством магнитофонов, которые являются наиболее простыми и удобными аппаратами для производства З. в домашних условиях.

З. развивается по пути совершенствования трёх названных систем З. и постепенного перехода от монофонической звукозаписи к стереофонической звукозаписи, при воспроизведении которой слушатель получает информацию о пространственном расположении отдельных источников звука: звук как бы приобретает "объёмность", и восприятие его во многих отношениях становится более естественным.

В. Г. Корольков.

Звукозапись в радиовещании. В 20—30-е гг. применение З. в программах радиовещания носило эпизодический характер, сам процесс З. не был составной частью радиопроизводства. Внедрение с начала 40-х гг. магнитной З. в процесс подготовки радиопередач явилось революционизирующим фактором в развитии радиовещания, создало предпосылки для возникновения новых выразительных средств, качественно новых форм и жанров вещания. Систематически стали фиксироваться и передаваться в эфир З. событий общественной жизни. З. способствовала развитию радиопублицистики, радиодраматургии, радиотеатра, музыкального вещания, позволила сохранять и использовать в качестве постоянно действующего фонда образцы театрального искусства, исполнительского мастерства, народного творчества.

В зависимости от содержания различают З.: документальные — записи событий, выступлений, интервью и др.; документально-художественные — обычно композиции, сочетающие записи документального, публицистического и художественного характера; художественные — записи произведений художественной литературы, театра, музыки, а также оригинальных произведений радиоискусства (например, радиоспектакли). Широко применяются записи различных звуков и шумов окружающей жизни, природы, позволяющие создавать звуковой фон, который помогает исполнителям и аудитории почувствовать реальную среду, обстановку действия (иллюзия присутствия).

Принято также различать З. и по др. признакам, например по способу-месту записи — студийные, внестудийные, трансляционные; по продолжительности хранения и длительности использования в вещании — фондовые, в том числе уникальные, и разовые; по целевому назначению — учебные, научно-образовательные, художественно-образовательные, развлекательные, рекламные и др.

Фондовые З. предназначаются для длительного хранения и многократного использования в радиовещании. Как правило, это З. исторических событий, выступлений государственных и общественных деятелей, З. выдающихся произведений литературы, музыки, театра в исполнении известных мастеров искусств, фольклорные записи и др. Фондовые З. отличаются высоким уровнем технического исполнения, производятся по возможности в специальных студиях, причём делается несколько вариантов, из которых затем монтируется наилучший для передачи в фонд. С 60-х гг. большинство фондовых записей Всесоюзного радио и Всесоюзной студии грамзаписи (см. Грамзаписи студия) производится в стереофоническом совместимом варианте, пригодном и для монофонического воспроизведения. Разовые З. производятся с целью исключения исполнительских ошибок, случайностей, возможных при прямой передаче в эфир, и использования З. без присутствия исполнителей в студии. После передачи разовая З. обычно размагничивается. Около 75% всех радиопередач Всесоюзного радио предварительно записывается, что позволяет включать их в программы вещания с учётом разницы поясного времени в различных зонах СССР и в др. странах. (См. также Дом радиовещания и звукозаписи.)

Звукозапись в обучении. В учебных целях З. (грамзапись) впервые стала использоваться в начале 20 в. в США, ряде стран Европы, в том числе и в России. Первые учебные З. специально для школы были выпущены в СССР в 1936 (грамзаписи уроков иностранных языков). В 50-е гг. начался массовый выпуск звуковых учебных пособий для общеобразовательной школы и др. типов учебных заведений. Основные типы учебных З.- пособий: звуковые приложения к учебникам иностранных языков для общеобразовательной школы, вузов, самоучители для изучающих иностранный язык самостоятельно; фонохрестоматии по художественной литературе, истории СССР, музыкальной литературе; озвученные диафильмы по языку и литературе; записи уроков известных музыкальных педагогов, беседы о музыке, самоучители игры на музыкальных инструментах, музыкальные диктанты и др.; научно-образовательные и художественно-образовательные лекции известных деятелей науки, техники, культуры; заочные экскурсии по памятным местам и музеям; уроки гимнастики; записи звуковых признаков различных заболеваний. Как правило, З.-пособия выпускаются на грампластинках. В 60-е гг. в вузах, средних специальных учебных заведениях (особенно гуманитарных) стала широко использоваться звукозаписывающая техника, лингафонные кабинеты. Магнитная запись используется в основном в целях овладения живой разговорной речью при изучении иностранных языков, совершенствования культуры родной устной речи, а также исполнительского мастерства (в музыкальных и театральных учебных заведениях). В этом отношении магнитная запись является уникальным средством самоконтроля, т.к. она позволяет анализировать звучание своей речи, своего исполнения.

И. П. Вепринцев, Э. О. Конокотин, В. Н. Ружников.

Лит.: Аполлонова Л. П., Шумова Н. Д., Механическая звукозапись, М. — Л., 1964; Парфентьев А. И., Пуссэт Л. А., Физические основы магнитной записи звука, М., 1957.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я 
SovEncyclopedia.ru © 2010|Сылка на источник при распространении материалов обязательна