Еще слова на
букву З
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 
Змей воздушный

Змей воздушный, привязной летательный аппарат, который поддерживается в воздухе давлением ветра на его поверхность, поставленную под некоторым углом к направлению движения ветра и удерживаемую леером с земли. Основные конструктивные элементы З. в. (рис. 1): натянутая на жёсткий каркас поддерживающая (аэродинамическая) поверхность из материи или бумаги; наматываемый на лебёдку или катушку леер (пеньковая верёвка, стальной трос, прочная нить); уздечка для крепления к З. в. леера и органы устойчивости. Продольная устойчивость обеспечивается хвостом или формой аэродинамической поверхности, поперечная — килевыми плоскостями, устанавливаемыми параллельно привязному канату, или изогнутостью и симметричностью аэродинамической поверхности. Устойчивость полёта З. в. зависит также от положения центра тяжести змея.

В полёте на З. в. действуют сила его тяжести Р, сила давления ветра на его поверхность R, векторная сумма которых составляет силу тяги , и сила натяжения нити (см. рис. 1). В положении равновесия сила тяги уравновешивается силой натяжения нити , и сумма моментов сил и (относительно узла Е З. в.) равна нулю.

По форме и устройству аэродинамических поверхностей различают З. в. одноплоскостные (рис. 2), многоплоскостные — этажерочные, коробчатые и многоячеечные из отдельных ячеек в форме тетраэдров или параллелепипедов — и составные, или групповые, состоящие из группы З. в. (т. н. змейковый поезд), соединённых в одну гибкую систему. В конце 19 — начале 20 вв. З. в. применяли для метеорологических исследований верхних слоев атмосферы, фотографирования местности, в спортивных целях и т.д. С развитием воздухоплавательных и авиационных летательных аппаратов З. в. стали применять исключительно в спортивных целях.

Н. Ф. Логинов.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я 
SovEncyclopedia.ru © 2010|Сылка на источник при распространении материалов обязательна