Термины из этой статьи

Звукоряд, последовательность основных ступеней музыкальной системы, лада, а также всех звуков, доступных для исполнения на каком-либо музыкальном инструменте или содержащихся в каком-либо музыкальном…(дальше)

Гамма (от назв. греч. буквы Г, обозначавшей крайний нижний тон средневекового музыкального звукоряда, а затем и весь звукоряд), звукоряд, т. е. последовательность звуков (ступеней) лада, расположенных…(дальше)

Функции ладовые в музыке, значение отдельных звуков в ладу. Понятие Ф. л. наиболее разработано применительно к аккордам (гармонические функции) - обозначает роль аккордов в ладовой организации…(дальше)

Тоника (от тон) в музыке, центральный устой лада, тональности. В ладах мелодического типа Т. является звук (родственная категория в григорианском пении - финалис; см. Средневековые лады); в…(дальше)

Тональность (муз.), в русской терминологии высотное положение лада (собственно Т.), а также ладовая система на определённой высоте, то есть ладотональность. Термин применяется также для обозначения…(дальше)

Диатоника (от греч. diatonikos, буквально - растянутый, т. е. переходящий от тона к тону, от dia - через, вдоль и tonos - тон), семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым…(дальше)

Доминанта в музыке, гармоническая функция в мажоре и миноре, обладающая ясно выраженным тяготением к тонике (см. Функции ладовые). Основой доминантовых аккордов является V ступень лада, которая и сама…(дальше)

Субдоминанта (от суб... и доминанта) в музыке, одна из трёх гармонических функций (см. Функции ладовые); также аккорд, расположенный квинтой ниже тоники (обозначение - S). Основа субдоминантовых…(дальше)

Трезвучие (музыкальное), аккорд, звуки которого расположены или могут быть расположены по терциям. Термин объединяет четыре аккорда, отличающихся по конструкции и выразительным свойствам. Деление…(дальше)

Каденция (итал. cadenza, от лат. cado - падаю, оканчиваюсь), 1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и придающий ему законченность, цельность. Называется также…(дальше)

Наклонение в музыке, качество лада, определяющееся тем, какая терция образуется между I и III ступенями - большая или малая. Отсюда два основных вида Н.: мажорное (между I и III ступенями большая…(дальше)

Мажор (франц. majeur, итал. maggiore, от лат. major - больший; также dur, от лат. durus - твёрдый), лад, в основе которого лежит большое (мажорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение)…(дальше)

Минор (итал. minore, от лат. minor - меньший; также moll, от лат. mollis - мягкий), лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие с присущей ему окраской (наклонением). Структура минорного…(дальше)

Модуляция в музыке, смена тональности со смещением тоники (тональная М.). В обычной функциональной М. связь тональностей устанавливает общий для них посредствующий аккорд, меняющий свою функцию при…(дальше)

Альтерация (музыкальное), изменение высоты ступеней лада или основных ступеней звукоряда посредством повышения или понижения их на полутон или целый тон. Знак повышения на полутон диез ( ), на тон -…(дальше)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 
Лад

Лад, система взаимосвязей звуков, выраженная в звукоряде. Последовательность ступеней Л. образует его гамму. Необходимое условие существования Л. — качественное различие его ступеней. Каждая из них несёт особую ладовую функцию (см. Функции ладовые), которая обусловливается тяготением неустойчивых звуков к устойчивым (опорным). Основным устоем служит тоника, определяющая тональность лада. Народная музыка, особенно одноголосная, основывается на секундовой взаимосвязи звуков, однако определённую роль в ней играет и квинто-квартовая взаимосвязь, формирующая диатоническую основу Л. (см. Диатоника) и образующая побочные ладовые опоры: на V ступени (автентические лады с квинтовым остовом) или на IV ступени (плагальные лады с квартовым остовом). Эти ладовые опоры представляют зародыш гармонических функций ступеней Л. — доминантовой и субдоминантовой (см. Доминанта и Субдоминанта). Дополнительная опора на III ступени ведёт к образованию гармонической тоники лада — мажорного или минорного трезвучия. Гармонической функции приобрели большое значение в композиторской профессиональной музыке. Они проявляются главным образом в направленности V ступени (доминанты) в тонику, а также в более сложном взаимоотношении тоники с субдоминантой. Причина такой направленности, приведшей к образованию автентической каденции, коренится в акустической природе звука. Тяготение неустоев к устоям следует понимать лишь как тенденцию, которая проявляется в музыке по преимуществу косвенно и реализуется обычно в завершающих каденциях. Л. по существу является обобщённо-абстрагированной системой музыкального мышления и служит для него лишь необходимой логической основой. Л. обладает только общими потенциальными выразительными свойствами, которые сказываются прежде всего в его наклонении (см. Наклонение)мажорной или минорной окраске (см. Мажор и Минор). В основе диатоники лежат натуральные лады, из которых основополагающим в мажоре стал ионийский лад как полностью соответствующий функциональным отношениям аккордов. Аналогичное место занял полный минор, основанный на эолийском ладе, но включающий вводнотоновое повышение VII ступени (гармонический минор) и служащее для сглаживания интервала увеличенной секунды повышение VI ступени (мелодический минор). На этой почве выросла сложная мажоро-минорная система, включающая признаки остальных натуральных ладов. В относительно сложных муз. произведениях осуществляется модуляция в др. тональности, изменяется звуковой состав Л., один лад сменяется другим (например, минор мажором), происходит усложнение Л. с помощью альтерации его ступеней, которая вносит в звукоряд все 12 полутонов в качестве надстройки над диатоникой. Структура ладов отражает национальные и исторические особенности музыкального искусства и подчиняется общим закономерностям акустики и музыкального восприятия. Наряду с национальными особенностями в ладах разных народов имеется много общего, что содействует взаимопониманию и взаимодействию различных музыкальных культур. С начала 20 в. традиционные ладовые системы в творчестве композиторов стали подвергаться значительным изменениям, что служит предметом исследования музыковедов-теоретиков. Учение о Л. разрабатывается преимущественно в СССР.

Ю. Н. Тюлин.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я 
SovEncyclopedia.ru © 2010|Сылка на источник при распространении материалов обязательна