Термины из этой статьи

Яворский Болеслав Леопольдович [10(22). 6. 1877, Харьков, - 26. 11. 1942, Саратов], советский музыковед, пианист и композитор, доктор искусствоведения (1941). В 1903 окончил Московскую консерваторию…(дальше)

Лад, система взаимосвязей звуков, выраженная в звукоряде. Последовательность ступеней Л. образует его гамму. Необходимое условие существования Л. - качественное различие его ступеней. Каждая из них…(дальше)

Пентатоника (от греч. pente - пять и tonos - тон), звуковая система, содержащая пять ступеней в пределах октавы. Основной тип П.- бесполутоновая (ангемитонная, натуральная; также "китайская" или "…(дальше)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 
Ладовый ритм

Ладовый ритм, музыкально-теоретическая концепция, созданная Б. Л. Яворским в начале 20 в. Термин "Л. р." означает развёртывание лада во времени. Концепция эта основывается на выделении в музыке неустойчивых и устойчивых звуков; тяготение неустойчивых звуков к разрешению в устойчивые рассматривается как основополагающее для музыкальной динамики и построения ладов (см. Лад). Источник неустойчивости Яворский видел в интервале тритона. Со своим разрешением тритон образует первичное единство устойчивости и неустойчивости — "единую симметричную систему"; две такие системы на расстоянии полутона дают "двойную симметричную систему". Соединение этих систем образует различные лады. Теория Л. р. дала углублённую трактовку лада, позволила обосновать лады, выходящие за пределы мажоро-минора (увеличенный, уменьшенный, цепной, переменные, дважды-лады). Уязвимая сторона теории Яворского — конструирование ладов на тритоновой основе, что ведёт к трактовке старинных, лишённых тритона ладов (например, пентатоники) как неполных видов более сложных ладовых образований. Ладотональные отношения Яворский рассматривал в связи с формой и ритмическими пропорциями (отсюда название концепции). Целостная концепция Л. р. не сохранила своего значения, но многие её понятия получили развитие в советской музыкально-теоретической мысли.

Лит.: Яворский Б., Строение музыкальной речи, М., 1908; его же, Упражнения в образовании ладового ритма, 2 изд.. М.. 1928; Протопопов С., Элементы строения музыкальной речи, М., 1930; Яворский Б., Воспоминания, статьи и письма, т. 1, М., 1964.

В. А. Цуккерман.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я 
SovEncyclopedia.ru © 2010|Сылка на источник при распространении материалов обязательна